Главная Каталог Контакты
на главную » Каталог » Художественная литература » Проза » Современная русская проза

Каталог товаров:



Реклама:

вернуться

Просветленные. Ангарская Светлана

Просветленные. Ангарская Светлана

152 руб Заказать

Так произошло с романом «Просветленные» (Москва: Эксмо, 2015). Рецензия «ИССЛЕДОВАТЬ И ИСПЫТАТЬ МУДРОСТЬЮ» Роман «Просветленные» Светланы Ангарской Литературное произведение, как и человек, не только проживает свою судьбу, но и выстраивает ее, притягивая к своей орбите судьбы других произведений и людей. Хотя жизнь ее сложилась вдали от родного края, однако сила Сибирского моря, его чистота, мощь и глубина оказывали духовную поддержку в любых жизненных обстоятельствах. Его автор, Светлана Ангарская, родилась на берегах Байкала. Эти глубоко личные истоки – и основа – творчества, воплотились в почти фантастическом сюжете уже вне созданного писательницей текста – но неразрывно с ним связанным. И роман «Просветленные», над которым работала Светлана, как будто отразил в прозрачной ясности языка – и бездонную синь небес, и суровые горные кряжи, и таежные дебри по диким обрывистым скалам. Светлане Ангарской удалось познакомиться с художником из Улан-Удэ, они договорились об иллюстрациях к роману. После того, как Светлана случайно оказалась на выставке художника из Бурятии Виктора Жидяева, прошедшей в Москве, в Тушино – ей запали в душу увиденные живописные полотна и графические листы… Как будто она давно ждала встречи с этими пейзажами, с суровой красотой Байкала, запечатленной с пронзительным чувством причастности, желанием «до самого донышка души» поделиться увиденным. К сожалению, сотрудничество писательницы и художника оказалось недолгим. Рисунки, сделанные мастером, естественно, словно продолжение дыхания и любви к природе Подлеморья, легли на страницы, акцентируя внимание и усиливая посыл, направленный к читателю. Надо сказать, что Виктор Жидяев, сам в жизни крепкий и кряжистый, подобно сибирскому кедру, обладал удивительной силой притяжения и особого обаяния, присущего цельной личности. Виктор Иванович ушел из жизни, не увидев произведение изданным. В советские времена, при идеологическом загромождении художественной обстановки в Улан-Удэ, трудно было сказать что-то новое, выходящее за общепринятые нормы. Все, чем он занимался, связано с воспитанием молодых художников, с тем, как любовно и бережно передавал им свой опыт и мастерство, вводил в мир искусства. В этом смысле и роман Светланы Ангарской можно представить в виде своеобразной матрицы: она находится в живой и трепещущей, мыслящей субстанции Космоса. Но Виктор Жидяев находил образный язык, часто зашифровывая в своем многоплановом художественном пространстве прорыв человеческой души к чему-то высшему и необъяснимому, чем и призвано заниматься настоящее Искусство. Матрица становится лабиринтом со множеством замысловатых коленцев, ответвлений, неожиданных поворотов. И она, эта матрица, проецируются не только на наше время, но высвечивает и прошлое, и настоящее, и, возможно, предполагаемое будущее Земли – а вместе с тем и человечества, которое необдуманно, в погоне за все большим удовлетворением материального комфорта, наносит Природе катастрофический урон, приближая, по мнению автора, неизбежность экологического и гуманитарного Апокалипсиса, грозящего уничтожением всего живого. Действие развивается в реалиях так называемых «лихих 90-х». Герои романа, натыкаясь на препятствия, сомневаясь и ошибаясь – то испытывая экзистенциальный ужас, то внимая эзотерическим откровениям, – проходят испытания. В былые времена он создал (на ниве Госзаказа) с десяток весьма успешных фильмов. В сложных обстоятельствах, где творческие искания сметены «ветром перемен» – то есть, финансовыми проблемами и разборками с банкирами (читай: бандитами) – находится главный герой, режиссер Дмитрий Димов. Это фильм «Тени Нострадамуса», который раскрывает жизненные перипетии известного мистика и предсказателя. Однако не сдаваясь наступившему безденежью и необходимости иметь дело с банкирами-грабителями, он продолжает работу над явно провальным в коммерческом плане проектом. Говоря о пророчествах Нострадамуса, автор не акцентирует внимание на том, с какой степенью достоверности они сбылись и прошли ли «проверку временем». Эта тема в романе создает исторический фон, придавая повествованию масштабность эпического полотна, на котором проявляется тайный смысл множества событий. Можно сказать, происходит сравнение того, как режиссер Димов погружается в работу над фильмом – и как Мишель Нострадамус транслирует свои «видения о будущем». Скорее, это попытка раскрыть тайну подсознательных «озарений» и «импульсов» – того, что является движущей силой творческого процесса. Исторические экскурсы ко двору французской королевы Екатерины Медичи, эпизоды с Наполеоном Бонапартом раскрывают душевные переживания Мишеля, наделенного даром предвидения. По сути, это явления одного порядка: творчество «ясновидца» и режиссера – созвучны в своей основе. Насколько материальна мысль, нужно ли быть осторожным в озвучивании своих видений, как научиться мыслить позитивно, есть ли в пространстве люфт и дает ли это возможность переиграть негатив? Последовательность событий в романе раскрывают тезис о том, что у «мыслящей ауры» – или «ноосферы» Земли – есть мощные механизмы кармического воздаяния за совершенные грехи. Но ведь это «вечные» вопросы, которыми задается любой человек. А между тем, сын режиссера Димова – Матвей, оказывается втянут в секту неких «тибетологов». В ткань повествования вплетены те или иные ссылки, цитаты, аллюзии на высказывание и мысли величайших эзотерических Учителей – или Просветленных – посредством своих духовных деяний и трудов предсказывающих землянам грозные испытания, когда путь одного лишь материального обогащения, станет путем в никуда. Автор описывает в общем эту картину, избегая оценочных суждений. Это вполне в духе времени, когда всевозможные «народные целители», самопровозлашенные «гуру» и новомодные экстрасенсы заполонили информационный вакуум, образовавший после крушения идеологических установок. Жена Матвея – Василина, девушка с Байкала, внучка лесника, деда Ермолая. Это позволяет рассуждать вместе с читателем, в чем состоят поиски духовного пути. Каждый поворот сюжета является определенной ступенью роста, самопознания и самореализации главного героя. Она привносит чистоту и силу настоящих чувств, является связующим звеном, передавая энергетику таежный мест и великого озера в суету и кипение московской жизни. Ведь тогда прекращается агрессивное, деструктивное и эгоистичное поведение каждого. Вот как об этом сказано: «Самореализация же – это эволюция, это великая услуга всему человечеству. Потому что его духовное развитие достигает вершины эволюции, он обретает внутреннюю гармонию и перестает быть помехой гармонии мира!» Но пока режиссер Димов не обрел никакой «внутренней гармонии»: он резонирует на разрушительное воздействие внешних сил, однако ни смотря ни на что продолжает работу над фильмом. Человек начинает сотрудничать с силами природы. В священном озере, как месте силы, он черпает вдохновение, воспринимает его влияние как мистический дар, как ниспосланный небесами светоносный источник, противостоящий надвигающейся Тьме. В этом ему помогают воспоминания о детстве, проведенном на берегах Байкала. Далее Димов и Валерия улетают в Америку на отдых. Димов встречает свою музу – журналистку Валерию, а помощник режиссера Феликс пытается добыть деньги для продолжения съемок; с трудом заняв некоторую сумму, он вкладывает ее в заведомо мошенническую финансовую «пирамиду». Отснятый материал фильма растащен на куски. Однако события в России набирают трагический оборот: «пирамида» рушится, бандиты выбивают из Феликса долг. И здесь происходит один из длительных периодов работы и осмысления материала, составляющего канву фильма. Щупальца «русской мафии» достают Димова в Нью-Йорке: будучи вынужденным расстаться с Валерией, он бежит в Таиланд, на остров Пхухет. Размышления над этим прерывают новые испытания: мафия выслеживает Димова и на острове, он вынужден бежать. Получается, что художественный образ, запечатленный на пленке, приобрел мистическую власть над создателем, стал «повелителем судьбы» режиссера. Корабль идет ко дну, вся команда и пассажиры гибнут. По пути в Калькутту на корабль, где он находится, обрушивается страшная волна-цунами. Его подбирают и приводят в чувство монахи буддистского монастыря. Димов остается в живых, он выброшен на берег. Он становится человеком Никто, его прошлое полностью стерто. Стресс и физические страдания лишают героя памяти. Он пытается воссоздать свою личность, найти ключ к закрытым дверям в подсознание. Начинается его путешествие по тонким ментальным мирам. Шаг за шагом Димов наполняет свое новое мировосприятие новыми образами, творит миры и внутри – и вокруг себя. Это похоже на то, как утопающий, отчаявшись бороться с гибельным течением реки, опускается в глубину, достигает самого дна – и оттолкнувшись изо всех сил, – вырывается на поверхность, где вдыхает живительный воздух. Долгое время Димов проводит в Тибете, в монастыре, затерянном в горах, где постепенно впитывает в себя сакральные знания, подключается к космогоническому противостоянию сил Света – и сил Тьмы, ведущих борьбу за душу человека. Ему помогают медитации и чтение мантр, ведь опытные буддистские монахи почувствовав в странном пришельце, потерявшем память, мощные духовные силы, как бы впавшие в анабиоз, стараются ему помочь. Эти мысли не покидали его ни днем ни ночью. «А что же было до того и что будет с ним дальше, ведь время неумолимо идет вперед, а он стоит на месте. И они приходили в виде снов. Он искал в них ответы на свои вопросы. Они приносили чудные и странные образы далекой северной страны, в которой, казалось, он жил до рождения». О, эти сны были поэмами. Волны с грохотом бьются об этот утес, заглушая крики чаек. Однажды во сне Димов видит самого себя: «На высокой скале у студеного священного моря он стоит с поднятыми к небесам руками. Тибетский лама, к которому он обратился, разгадывает предсказание. Но он слышит свой голос, просящий небеса открыть тайну его прошлого». Ты там, по-видимому родился, раз так его чувствуешь. «Студеное море, у которого ты был во сне, – это озеро Байкал, священное для народов, там живущих. Преодолев огромное расстояние – во многом, благодаря помощи буддистских монахов, учеников тибетского ламы, – Димов оказывается на Байкале, в сакральном месте на острове Ольхон. Туда и твой путь». Происходит встреча Димова с сыном Матвеем: он приехал на таежную заимку к деду Ермолаю. Здесь он находится в «точке сборки»: многие фрагментарные знания складываются в единую картину, осмысление под разными углами зрения того, что произошло, формирует цельную личность. В появляющихся и исчезающих знаках зашифрована информация, которую пытаются передать землянам инопланетные «братья по разуму». Матвей – участник экспедиции, которая исследует так называемые «геоглифы» явно внеземного происхождения. Там пролетевший мимо благодаря силе энергии их любви, удалялся от Земли темный воинственный шар, который вскоре растаял в необъятном пространстве Вселенной. Роман заканчивается своеобразной притчей, выстроенной в кинематографическом ключе: «Они же стояли, обнаженные, взявшись за руки, на берегу реки, как древние Адам и Ева в райском саду, и смотрели вверх. Роман «Просветленные» с замечательными иллюстрациями Виктора Жидяева – это послание двух художников, различных по своему творческому методу, но схожих в своей тревоге и неравнодушии к страдающему ныне облику матери-Природы. » Вечные поиски райского сада – это основа творчества, записанный на генетическом уровне код абсолютной гармонии и счастья, – к передаче которого в будущее стремится каждый художник. Роман заканчивается своеобразной притчей, выстроенной в кинематографическом ключе: «Они же стояли, обнаженные, взявшись за руки, на берегу реки, как древние Адам и Ева в райском саду, и смотрели вверх 0.0127
© 2011 - 2024 - BeriteUNas.ru - интернет-магазин